Введение
Биодизель, или биодизельное топливо — это экологически чистый вид топлива, альтернативный по отношению к минеральным («нефтяным») видам, получаемый из растительных масел и используемый для замены обычного дизельного топлива. Сырьем для производства биодизеля могут быть различные растительные масла: рапсовое, соевое, арахисовое, пальмовое, отработанные подсолнечное и оливковые, а также животные жиры.
Наибольший выход масла дает копра (62%); меньше — кунжут и клещевина; в средней группе находятся арахис, рапс, подсолнечник и др.; соя и хлопчатник имеют самые низкие показатели (13—14%).
С химической точки зрения биодизель представляет собой метиловый эфир. При его производстве в процессе этерификации масла и жиры вступают в реакцию с метиловым спиртом и гидроксидом натрия, служащим катализатором, в результате чего образуются метиловые эфиры жирных кислот, а также основной побочный продукт — глицерин. Французская компания Axens разработала принципиально новую технологию производства биодизеля, основанную на использовании гетерогенного катализа.
Биодизель может использоваться в обычных двигателях внутреннего сгорания как самостоятельно, так и в смеси с обычным дизтопливом, без внесения изменений в конструкцию двигателя.
Проблема использования альтернативных источников энергии из возобновляемого сырья становится все более актуальной для современного общества как в связи с энергетическим кризисом, так и состоянием экологии.
Поэтому во многих странах реализуются государственные программы по созданию и внедрению различных видов альтернативного топлива (биогаз, биоэтанол, биодизель и др.). В Европе на первый план вышло направление побиодизелю, получаемого главным образом на основе рапсового масла (около 80% от общего объема производимого биодизеля). В странах ЕС по производству биодизеля лидируют Германия, Франция, Италия (данные 2004—2006 гг.); такие же уровни производства планируются в указанных странах и в дальнейшем. В последние годы высокая активность государственных и бизнес-структур в данном направлении отмечается и в странах СНГ (Украина, Беларусь).
Несмотря на то, что в России в настоящее время не существует проблем с обеспечением моторным топливом на основе углеводородов, государственные и частные структуры должны учитывать мировые тенденции в отношении использования топлива из возобновляемого сырья. Отдельные инициативы проявляются, однако целенаправленной долгосрочной государственной политики пока не выработано. Хотя в последние годы отмечаются некоторые позитивные сдвиги, связанные, главным образом, с деятельностью Минсельхоза России.