Биоэтанол в россии: состояние и перспективы
В России проблема развития производства биоэтанола сводится к двум аспектам: экспорт и внутренний рынок. Его экспорт, причем безакцизный, разрешен на Запад и в Японию. Внутренний рынок пока имеет проблемы в связи с акцизами. Необходимо совершенствование законодательства в данной области.
Для этого, прежде всего, требуется коррекция закона «об обороте этилового спирта», в который нужно ввести понятие о топливном этаноле, и таким образом вывести биоэтанол за акцизы. акцизы на спирт и спиртосодержащую продукцию увеличивают стоимость биоэтанола в несколько раз и делают его производство нерентабельным. известно, что акциз на спирт в РФ составляет 23 руб. за литр, на спиртосодержащую продукцию – 162 руб. за литр.
В РФ в 2004 году принят ГосТ Р 52201-2004 на спирто-содержащие моторные топлива «бензанолы» с содержанием этанола 5–10%, однако к широкомасштабному развитию моторного топлива это не привело (ГосТ позволяет это делать, но не обязывает). имеющиеся здесь национальные этические проблемы (возможное пищевое использование биоэтанолаили ценовые манипуляции) могут быть постепенно решены, как и во всех цивилизованных странах. У критиков биоэтанола имеются аргументы и о суровом климате России, гдеводная добавка может отрицательно влиять при низких температурах, и о трудностях с герметизацией систем хранения и транспортировки и др.
Тем не менее производство биоэтанола в Российской Федерации имеет тенденцию к наращиванию, пока с ориентацией на гарантированный экспорт. интернет полон сообщений о строящихся новых объектах, предназначенных для производства биоэтанола. Примеров здесь уже много. Чаще всего упоминают и в наших, и в зарубежных источниках о строящемся заводе в Волгограде (начало строительства – весна 2007 г., окончание – через 2 года) с производственной мощностью 900000 тонн биоэтанола и 905000 тонн сухой барды в год. стоимость проекта – 200–250 млн. долларов.
Подписано соглашение между компанией «Випойл», международной организацией Pricewaterhouse Coopers и Волгоградской обладминистрацией. Руководство области при этом планирует наращивать производство зерновых культур – до 6,0–6,5 млн. тонн (по сравнению с нынешними 4,0 млн. тонн).
Алтайское ОАО «Пава» намечает строительство завода по глубокой переработке продовольственной пшеницы и производства топливного биоэтанола и сухой пшеничной клейковины.
В Томске ОАО «Экстрасиб» осенью 2007 г. планирует перепрофилирование своего спиртопроизво-дящего предприятия (мощностью 610000 дал в год) на промышленный выпуск биоэтанола.
Р. Г. Василов, с. 50–60 ГК «Титан» имеет планы развернуть строительство заводов по производству биоэтанола в омской области и Республике адыгея (в последней оно намечается на март 2008 г.). Эта же нефтехимическая группа собирается в 2009 г. запустить завод мощностью 150 тыс. тонн в год в станице Павловская Краснодарского края, причем на арендованных землях (100 га) она будет выращивать свое зерновое сырье для производства – кукурузу и пшеницу.
В Республике Татарстан рассматривается проект строительства завода, производящего 200–300 тыс. тонн биоэтанола в год. Его стоимость – 6 млрд. рублей.
В Ростовской области планируют построить через 2 года завод по выпуску биоэтанола в азовском районе. Проявляется инициатива в Тамбовской области (оао «Тамбовский завод «Комсомолец»).
Есть намерения развивать данное направление и в липецкой области: подписано соглашение между губернатором и президентом группы компаний «Виноградов» о начале производства альтернативного моторного топлива – биоэтанола.
Имеет перспективные планы самарская область – к 2009–2010 гг. сырье здесь есть (кукуруза и рожь), имеются и фирмы («аликор»), готовые к работам по производствубиоэтанола.
Однако в обсуждаемой проблеме есть и иной ракурс. оказывается, можно и не строить новые заводы, а загрузить уже работающие 170 спиртовых заводов, но использующие мощности лишь на 41%, сырьем для производства биоэтанола. Требуется только решение в общем плане.