Концепция развития производства биодизеля в россии
Россия, обладающая огромными сырьевыми, кадровыми, научно-техническими и иными ресурсами, имеет реальные шансы для успешного развертывания широкомасштабного производствабиодизеля, отвечающего современным экономическим возможностям государства.
В разработанной обществом биотехнологов России Национальной программе «Развитие биотехнологии в Российской Федерации на 2006–2015 гг.» имеется специальный проект побиотопливу. В нем ставится типовая задача осуществления комплексных работ по созданию на отдельной территории полной технологической цепи от производства сырья (рапс) до получения конечной товарной продукции (биодизель) с утилизацией побочных продуктов (корма, строительные материалы и др.).
К настоящему времени типовой проект «организация производства альтернативного моторного топлива на основе растительных масел» (проект «Биодизель») находится в технико-экономической проработке в ряде регионов РФ (Калужская, Тюменская области).
Пока за основу берутся семена рапса (для него наиболее оптимальны условия выращивания в южных и средних широтах РФ), однако очень перспективно для Российской Федерации использование водорослей в нативном состоянии и аквакультурах. сейчас этот вопрос изучается в рамках направления «Морская биотехнология» Национальной программы.
Развертывание производства биодизеля в нашей стране, несмотря на отсутствие гарантированного собственного рынка этого продукта, все равно актуально и работает на перспективу. По крайней мере, в настоящее время можно ограничиться только циклом производства и поставки рапсового масла на такие стабильные рынки, как Германия, где биодизель стал базовым моторным топливом. В дальнейшем станет возможным реализация полного цикла, вплоть до создания смесей моторного топлива. К этому времени созреют и все необходимые правовые документы, регулирующие применение биотоплива в России.
Интересные цифры существуют в отношении экономической эффективности замены минерального дизельного топлива на экологически чистое биодизельное топливо. Только в аПК России используется свыше 5 млн. тонн дизельного топлива, на приобретение которого ежегодно тратится 74,4 млрд. рублей. При сокращении использования нефтяного дизельного топлива за счетбиодизеля на 30% ежегодный экономический эффект составит около 12,4 млрд. рублей (при себестоимости получения рапсового масла 6 руб. за 1 литр). с учетом продажи биодизеля не только для тракторной техники, но и для автомобилей эта сумма существенно увеличится.
Расчеты коммерческой эффективности применения обычного смесевого топлива (75% биодизеля и 25% дизельного топлива) в фермерском хозяйстве с парком тракторов 50 единиц показывают, что срок окупаемости капиталовложений на адаптацию тракторов к работе на биотопливе составляет 3 месяца, а чистый дисконтированный доход за 8 лет составит 2,23 млн. рублей. себестоимость рапсового масла в различных регионах России находится в пределах от 3 до 7 рублей за 1 кг.
Перспективным представляется и направление, связанное с использованием возобновляемых видов топлива в дизелях на железной дороге или на водном транспорте. Международные нормы и стандарты требуют улучшения экологических показателей тепловозов, и здесь биодизель сможет решить проблему. Есть предложения по применению биодизеля из рапсового масла в дизельных двигателях блочных теплоэлектростанций.
В целом нужно подчеркнуть, что в России в настоящее время отмечается всплеск внимания и активности бизнесструктур в отношении развития биотоплива. со временем процесс будет нарастать и вместе с государственными решениями обязательно даст положительный эффект.